Сталинская архитектура и ее воплощение в московских высотных зданиях - такова тема новой книги лауреата Горьковской литературной премии Александра Васькина Автор современных фотографий - Юлия Назаренко Влиянвбфьоие Сталина на развитие советской архитектуры стало особенно ощутимым в начале 1930-х гг, в период активной борьбы с конструктивистами-формалистами (Мельников, Леонидов и др) В 1932 г, когда был создан Союз советских архитекторов, всем советским зодчим велено было твнилеворить только в стиле "социалистический реализм" Подобное развитие событий было характерно и для других видов искусства - музыки, живописи, литературы Представители старой академической школы (Щусев, Жолтовский) активно поддержали сталинскую архитектурную политику, основанную в тч и на разрушении памятников русского зодчества Выдвинулись и молодые кадры (Алабян, Душкин, Чечулин и пр) Социалистический реализм в архитектуре базировался на "освоении классического навтгдтследия" Древней Греции и Античного Рима Яркий образец "освоения" - конкурс на проект Дворца Советов, гигантского сталинского небоскреба Ради сооружения дворца снесли Храм Христа Спасителя на Волхонке (именно Сталин настоял на сносе храма, хотя архитекторы выбрали для строительства другое место) В книге вопрос рассматривается с несколько неожиданной стороны: что общего между Дворцом Советов в Москве и Купольным дворцом в Берлине? Как отреагировал Гитлер, когда узнал о строительстве Дворца Советов в большевистской столице? А после 1945 г в советской архитектуре произошел крутой поворот - к "использованию традиций русской национальной архитектуры", результатом чего и стало возведение в Москве восьми сталинских высоток (одну из них так и не успели достроить) По замыслу вождя, со временем возведение высотных зданий должно было превратиться в индустрию, производящую небоскребы для крупных городов Советского Союза В книге освещены самые разные аспектывузвв темы: подробности создания проектов Дворца Советов и сталинских высоток, биографии архитекторов, почему одни из них получили Сталинские премии первой степени, а другие - лишь второй, непомерная стоимость строительства, отстранение архитектора Иофана от работы над проектом МГУ, пустота высотных шпилей, запроектированный наклон высотки у Красных ворот, участие зеков в строительстве и многое другое А после смерти Сталина в 1953 г высотки подверглись жесточайшей критике: Хрущев в пух и прах разнес проекты зодчих-высотников, разогнал Академию архитектуры, отобрал Сталинскую премию у архитектора Полякова и призвал покончить с архитектурой "свадебных тортов" А вместо высоток в Москве появились целые кварталы безликих и серых "хрущевок" В книге немало цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих сравнить первоначальные проекты зданий с тем, что было построено впоследствии Авторы Александр Васькин Юлия Назаренко.